Литературное наследие
илли был достаточно плодовитым автором, его труды были популярны и издавались огромными тиражами. Прежде всего, это были ежегодные альманахи с прогнозами – прабабушки современных новогодних брошюрок. Кроме того, были альманахи более серьезного, с астрологической точки зрения, содержания, которые посвящались тем или иным астрологическим событиям – соединениям планет, затмениям и т.д. Еще один популярный и традиционный астрологический жанр – альманахи-сборники пророчеств, которые содержали пророчества исторических и легендарных лиц, откровения и видения, иногда снабженные комментариями и попытками истолкования. Лилли выпустил легендарные и весьма популярные пророчества Мерлина, пророчества Белого Короля, а также коллекцию «древних и современных пророчеств». Но, конечно же, больше всего Лилли известен, как автор «Христианской Астрологии» - одного из самых значительных астрологических произведений XVII века. Вопреки распространенным ныне легендам, это не был первый астрологический учебник на английском языке – еще в XVI веке вышел на английском учебник французского астролога Клода Дарио, причем в двух изданиях, уже была издана книга Оже Феррье. Не была «Христианская Астрология» и первой книгой английского астролога на английском – до нее выходило множество небольших работ, посвященных тем или иным астрологическим событиям. Но она была первым столь объемным астрологическим трактатом англичанина на своем родном языке. Причины, побудившие его взяться за этот труд, Лилли объяснял так: В год 1646, после глубоких размышлений и многих просьб, я начал работать над "Введением в астрологию", которого весьма не доставало, и которого по-настоящему желали многие достойные люди. Было и еще кое-что весьма содействующее и ускоряющее - злобный лай пресвитерианских священников, в своих еженедельных проповедях осыпавших бранью наставников в искусстве астрологии и, в частности, мое имя. Во-вторых, я полагал возложенной на меня обязанностью, убедить все королевство в законности его, представив ясный и простой метод для всякого, даже со слабыми способностями, изучения искусства и наставления самого себя без какого либо мастера, кроме моего "Введения", через что, когда многие уразумеют это, у меня было бы больше помощников и соратников, чтобы дать отпор всем и всякому гонителю. В-третьих, я нашел это своевременным, поскольку военные были целиком за и многие из партии индепендантов, и у меня было много достойных людей в Палате Общин, моих верных друзей, не любящих пресвитериан, которые имели возможность защитить искусство. Ибо если бы партия пресвитериан одержала верх, поскольку они мечтали не о меньшем, как чтобы быть господами всего, я знаю, они бы захотели, чтобы мое перо умолкло, а "Введение" было бы предано забвению. В-четвертых, некий глас совести коснулся моего сознания и изрядно вознес мои мысли, веру в то, что Бог не для того одарил меня этими способностями, чтобы я закопал их. Ибо хотя образование мое было весьма средним, однако через постоянный труд и великое милосердие Божье я нашел себя способным взяться за эту работу и вверить ее результат Божественному Провидению.
Один из вступительных листов к «Христианской астрологии» – похвальное слово Джона Букера: «Автору, моему прославленному другу» «Что! Персидские, халдейские, арабские греческие, латинские астрологи, все научены говорить по-английски! Тримегист, Геркулес, Пифагор, Фалес, Архимед, великий Птоломей и Юлиус Фирмикус, Альбумасар и Альбатегниус, Гали, Бонатус, наш собственный Эскуидус, и Джон де Региомонтаус, Ганиветус, Риффе, Леовитиус, Мишель Нострадам, Кардан, и Найбод, Тихо – прославленные мужи, все они и многие другие, мертвы, все ученые мужи. Есоли бы они были живы, они бы вновь пришли учиться. Но мертвы ли они? Ведь астрология вновь как феникс возродилась в тебе. Разрешение вопросов, натальные карты, дирекции, транзиты с революциями и профекциями… k и т.д. Почти год понадобился Лилли, чтобы написать все три части – около 900 страниц. По форме «Христианская Астрология» – это стандартный астрологический учебник: первая часть – «Введение», где рассказывается о свойствах планет, о знаках и домах, взаимодействии планет, их достоинствах и слабостях, другие две части «специальные» – хорарная и натальная с предсказательными методами. Подобное построение книги сохранялось практически неизменным со времен античности. И по содержанию «Христианская Астрология» совершенно ортодоксальна, в ней нет неожиданных откровений и значительных новшеств – Лилли скорее убирал, чем добавлял. Сам Лилли не считал свою книгу чем-то законченным или претендующим на исчерпывающее представление астрологии, наоборот, он скорее представлял ее, как начальную базу, необходимый минимум для начала астрологической практики. Главное же достоинство «Христианской Астрологии», несомненно, в том, что это руководство, написанное чрезвычайно активно и успешно практикующим астрологом, которое сопровождается большим количеством примеров хорарных карт, взятых из ежедневной практики мастера. «Христианская Астрология» выдержала два прижизненных издания – в 1647 и 1659 годах. Лилли хотел издать новый вариант или написать новый учебник, но последовавшая Реставрация сильно сказалась на его положении. Сперва он был занят спасением себя от преследований вернувшейся монархии, а также борьбой с новыми критиками, а затем и возраст, видимо, уже давал себя знать. Новый учебник так и не был написан. «У нас прежде были мысли об исправлении нашего "Введения в астрологию", тогда опубликованного, и обогащении его для другого издания избранными афоризмами из написанного древними и нашего собственного многолетнего опыта, но трудоемкость той работы, учитывая наш возраст и многие немощи тела, вкупе с неодобрением, с которым мы постоянно встречаемся со стороны неких неблагодарных персон, побудили нас отложить (по крайней мере, до настоящего времени,) те намерения. Однако мы не можем совсем не способствовать тому, что может служить успеху искусства и удовлетворению его трудолюбивых студентов, и зная, сколь необходимо знать и принимать во внимание следующие рассуждения Гвидо Бонатти и приложенные афоризмы, чего многие из наших острых умом соотечественников не могли сделать, ибо они до настоящего времени оставались на латинском языке вместе с остальными работами тех авторов в больших томах, которые трудно добыть и слишком накладно для многих купить, поэтому мы рекомендовали другу их перевести самим, что он рассудительно сделал ясным языком, так что мы рассудили, что работа может быть достойна заглавия "Anima Astrologiae", которое мы ей и дали;» («Anima Astrologiae») В 1676 году под редакцией Лилли выходит «Anima Astrologiae» – сборник, содержащий переведенные секретарем, другом и учеником Лилли Генри Коули пятый трактат Гвидо Бонатти и избранные афоризмы из «Семи сегментов» Иеронима Кардана. В предисловии к «Христианской Астрологии», объясняя почему он включил в нее только хорарную и натальную астрологию, Лилли пишет, что элективную астрологию можно понять хорошо изучив хорарную, а за мунданной астрологией он отсылает к своим альманахам. Действительно, альманахи Лилли являются хорошим пособием по мунданной астрологии. Два из них и сейчас считаются классическими – «Английский профетический Мерлин» (о соединениях, вышел в 1644) и «Annus tenebrosus» (о затмениях, вышел в 1652). К последнему Лилли присовокупил «Простой и привычный метод, посредством которого судят о последствиях, ожидаемых от затмений Солнца или Луны» – подробное руководство по использованию затмений в мунданной астрологии. Другим легендарным альманахом стал «Монархия или отсутствие монархии в Англии», вышедший в 1651 году. Он, помимо прочего содержал символические гравюры, с двумя из которых связаны, возможно, самые известные предсказания Лилли – Великой чумы 1665 года и Великого пожара в Лондоне в 1666 году. На первой гравюре изображены лежащие на земле трупы, гробы, воронье, кружащееся над городом и люди, копающие могилы.
Чума в Лондоне
В «Монархии, или отсутствии монархии», напечатанной в 1651 году, я поместил иероглиф, который вы можете увидеть на седьмой странице, представляющий великое заболевание и смертность, где вы можете увидеть людей в саванах, копающих могилы могильщиков, гробы и т.д. Все это было осуществлено посредством весьма тайного астрологического ключа или профетической астрологии. На второй – два перевернутых вниз головой ребенка-близнеца (Близнецы – традиционный знак Лондона), под которыми пылает огромный костер. Огонь пытаются потушить пять фигур, которые, возможно, символически представляют пять планет, расположенных именно так, как это было при Великом пожаре в Лондоне. Сохранился экземпляр этого альманаха, где рукой Лилли написано по-латыни на первой гравюре «кругом мертвецы 1665», на второй – «возможно, 1666 или 1667».
Пожар в Лондоне Одной из главных тем, проходящих через все первые альманахи Лилли была судьба короля Карла I. Несчастливый гороскоп монарха заставил Лилли предполагать его плачевный конец. «Затмение Солнца в мае 1639 потрясло меня. Из заграницы попросили моего мнения о нем, после некоторого раздумья о том затмении и трех соединениях Сатурна и Марса, я дал ответ, заключающийся в нескольких словах: монархия затмится или померкнет...» («Пророчество Белого Короля», 1644)
«Кем бы ни был ты, читающий эти строка, я хочу, чтобы ты знал... Затмение светил в огненном триплицитете означает... для некоего известного короля или принца изгнание или ссылку, ограничение его свободы или тюремное заключение, как тебе угодно, а также его убийство... Как бы ты ни был велик в Англии... тот, который рожден с асцендентом в 28 или 27 Льва, тебе говорю я, есть серьезная угроза твоей смерти... после того, как со времени этой революции истекут два года. Я не пустозвон, но ты безумен и лишен разума, если не побережешься в то время... Это затмение есть предтеча и вестник смерти некоего из самых известных персон в Европе. Поскольку затмение выпадает в последние градусы знака, оно предвещает смерть некоей персоны в возрасте, и это не менее, чем король... Я знаю натальные карты двух принцев или великих персон, для которых это затмение предвещает либо смерть, либо ужасные бедствия. Их имена, я полагаю, лучше скрыть». («Звездный вестник», 1645)
В декабре 1648 года Лилли писал: «Я вижу много вещей, относительно Его Величества, грозных и прискорбных, будучи по природе любящим должным образом монархию, я не хочу говорить многое против него, хотя все затмения этого года, а их пять кроме самого сильного, а именно того, что 19 ноября 1648 и ныне действует, и все революции говорят о великих событиях, которым нет аналогов в веках. День, когда случится это, будет весьма печален...» Лунное затмение 19 ноября 1648 года, которое упоминает Лилли, произошло точно в день революции рождения Карла I. В январе король был казнен.
В конце славных дел
азалось бы, после разгрома пресвитериан и победы его партии, жизнь Лилли должна была стать безоблачной. Он находился в зените своей славы. Умерла его вторая жена, по которой он по его собственным словам не пролил ни единой слезинки. Он женился в третий раз и был счастлив в этом браке. Однако именно в этот период начинается полоса неудач в его астрологической практике. В 1658 году Лилли получает в награду от шведского короля Карла Густава золотую цепь и денежную премию за то, что в своем альманахе предсказал ему счастливое будущее и настаивал на заключении союза Англии и Швеции против Дании. Подобная pеакция не была по тем временам чем-то предосудительным. Получение денег от коронованных особ за благоприятные предсказания, тем, более публичные, было обычной практикой всякого известного астролога. Встречались вещи и совершенно недопустимые с точки зрения современной деловой этики: Нострадамус преспокойно брал деньги с частных лиц за то, чтобы замолвить за них словечко перед Екатериной Медичи. Однако случилось так, что Карл Густав неожиданно умер, и Лилли попал под град критики. Лидером новых атак на Лилли стал его бывший протеже Джон Гэдбери. Кроме того, в том же 1658 году умирает Оливер Кромвель, который передает власть своему сыну Ричарду. Лилли предсказывает Ричарду успешное и устойчивое правление, однако тот уже в 1660 низвергнут, и в Англии происходит реставрации монархии – на трон восходит сын казненного короля Карл II. Лилли никогда не был легко увлекающейся натурой, он вряд ли был столь же сильно очарован идеями хилиазма, как другие парламентские астрологи, но Реставрация, видимо, нанесла ему сильный удар. К мировоззренческим проблемам и астрологическим неудачам добавляются и неприятности политические – вернувшиеся к власти шевалье начали преследование наиболее «отличившихся» круглоголовых. Не миновала чаша сия и Лилли – сначала ему приходится давать показания о казни короля, а на следующий год он все же оказывается в тюрьме, как «предполагаемый фанатик» и враг монархии. Но Лилли смог выкрутиться, и дело, в конце концов, завершилось принесением присяги на верность Карлу II. Противники Лилли торжествовали, хотя им и не удалось совершенно уничтожить его, тем не менее, его репутация как астролога оказалась заметно подпорчена. Лилли не оставил ни практики, ни издательской деятельности, но отошел в тень. В 1665 году, спасаясь от чумы, он покидает Лондон и с семьей перебирается жить в деревню, где становится церковным старостой. В это же время он принимается за более тщательное изучение медицины и 8 октября 1670 года после успешного прохождения экзамена получает лицензию врача и открывает свою практику. В преклонном возрасте Лилли сохранил свою способность «притягивать» различные оккультные манускрипты. В 1672 году у него гостил Элиас Эшмол и именно тогда им принесли случайно найденные в тайнике одного из сундуков бумаги, которые как выяснилось принадлежали Джону Ди. Так через почти сто лет забвения обрели новую жизнь знаменитые дневники Джона Ди, а также несколько книг, продиктованных ему духами[1]. Однако и ушедшего в тень Лилли враги не оставляли в покое. В 1675 году Джон Гэдбери предпринимает еще одну атаку на него, выпустив альманах, в котором уже на первой странице назвал Лилли «великим (но удачливым) обманщиком». Лилли был уже слишком стар, и славной баталии так и не получилось. Шевалье и круглоголовые канули в лету, на политической сцене их заменили тори и виги. Гэдбери ответил Джон Партридж, и славная полемическая традиция засверкала вновь. Лилли же продолжал тихо жить в деревне, занимаясь астрологической и медицинской практикой, где мирно скончался от паралича 9 июня 1681 года около 3 часов ночи. Он был похоронен 10 июня в алтаре местной церкви в Уолтоне-на-Темзе под черной мраморной плитой, надпись на которой просит не предавать забвению прах «Вильяма Лилли, опытнейшего астролога». Благодарные потомки вняли гласу гробового камня – каждый год, 11 мая в Уолтоне-на-Темзе собираются астрологи со всего мира, чтобы восславить благородное искусство астрологии и почтить память Вильяма Лилли, английского астролога.
[1] История с дневниками Джона Ди была весьма непростой. В 1659 году большая часть дневника была опубликована М. Казобоном с предисловием, обличающим Джона Ди в занятиях дьявольской магией. Эта публикация на триста лет опорочила доброе имя Ди и исказила всю историю западной мысли. Исследователи считают, что у Казобона были личные мотивы для такого поступка. Эшмол нашел и опубликовал несколько недостающих страниц «Дневника», он был защитником и пропагандистом Джона Ди, но делать это он мог лишь в узких кругах и с большой оглядкой на формирующееся мнение ученых того времени (Прим. ред.). |
|
||||
Все права защищены © Академия мировой астрологии и метаинформации, 1997 - 2024 г.г.
|
|||||
[ www.astrol.ru | Телефоны: (495) 392-7606, (495) 710-1007 | Контакты ] [0.00721 сек.] | |||||
|