Агент 007
Разве кому-нибудь может придти в голову, что славный Джеймс Бонд, знаменитый агент 007 - это вовсе не изобретение Яна Флемминга. Шифр 007 принадлежал доктору Джону Ди, первому Британскому секретному агенту.
Ди, живший в период с 1527 до 1608 года, - был советником королевы Елизаветы Первой. Он был блестящим математиком, магом, философом, алхимиком и астрологом. В его времена Англия была в состоянии войны с Испанией, и, опасающийся шпионов, Ди разработал код "007" для своих корреспонденций королеве. Два обозначенных ноля означало: "только для ваших глаз", а семерка была таинственным каббалистическим числом. Мы расскажем здесь кое-что о жизни, деятельности и философии этого замечательного человека.
Рассказ первый Ян Фриер
Предшественник Джона Ди: Роберт Рекорд и его влияние на доктора Джона Ди
(публикуется с любезного разрешения журнала The Traditional Astrologer)
Перевод Ирины Кондратовой под редакцией К. Диланян
Доктор Джон Ди был одним из самых величайших ученых умов периода английского Ренессанса. Кроме этого, он известен как великий маг и астролог. До настоящего времени еще ничего не было написано о его наставнике, математике Роберте Рекорде, которому Ди обязан своим успехом и необычайным взлетом карьеры.
Известно, что Джон Ди подобрал время коронации Елизаветы I[1] и долгое время давал королеве советы, относительно окружавших ее людей. Это он продвигал новую, в то время, гелиоцентрическую астрономию. Он провел календарную реформу и принимал активное участие в создании Британской Библиотеки. Все его деяния опережали свое время. Джон Ди составлял карты и помогал организовывать морские путешествия, с целью открытия Нового Света. Ему мы обязаны появлением термина "Британская Империя". Вилльям Лилли восхвалял его не только как отца английской астрологии, но и как одного из самых образованных людей своего времени. Ди имел огромную личную библиотеку и пользовался заслуженным королевским покровительством.
Почему Вилльям Лилли не знал об огромном влиянии Рекорда на Доктора Ди? Во времена Лилли Рекорд уже стал теневой фигурой, его мрачная и бросающаяся в глаза бедность последних лет жизни странным образом стала предзнаменованием собственного упадка Ди.
Вильям Лилли, в библиографическом списке к своей книге "Христианская Астрология", не упоминает ни одной книги Роберта Рекорда. А ведь Рекорд был еще и одаренным астрономом, автором нескольких математических техник, которые помогли усовершенствовать астрологическое искусство.
Фактически, все последующие математики, астрологи и даже программисты обязаны трудам и исследованиям Рекорда. Его открытия стали отправной точкой для последующего шквала технических изобретений в астрологии. Ведь появление новой системы домов и всевозможных предсказательных техник, стали возможны только после соответствующих математических достижений.
Забытый Изобретатель
Нововведения Рекорда сейчас использует каждый школьник, прежде всего это знак "равно" (=), который он позаимствовал из средневековых манускриптов. Он же написал первую английскую книгу, в которой содержались знаки "плюс" (+) и "минус" (-), как символы математических операций. Роберт Рекорд был первым человеком, который использовал термин "синус" в английском языке, а также открыл метод извлечения квадрата корня из многочлена в математических уравнениях. Его книги публиковались между 1540 и 1557 годами и во многом пережили его самого.
Впервые я узнал о существовании Роберта Рекорда во время исследования связей Ди, которые начинались в Южном Уэльсе. Я изучал один из периодов истории научной мысли во времена Тюдора и нашел там этот источник. Генри VII тогда высадился в Пемброуке, собрал армию своих сторонников в Уэльсе и маршем отправился в Англию основывать династию Тюдоров. Лояльные королю уэльсские семьи были вознаграждены за свою поддержку и получили различные должности при дворе. Их расположение и в дальнейшем помогало удерживаться у власти многим королям. Отсюда любовь Елизаветы к уэльсскому семейству Ди.
Предки Рекорда имели похожую историю: мальчик родился в хорошей семье в Тэнби. Его отца звали Томас Рекорд, а мать - Роза Джонс из Маченлита. В Тэнби он был крещен в церкви Святой Марии.
Тэнби был главный средневековый порт на берегу Южного Уэльса. Молодой Генри VII бежал оттуда и оказался в Бриттани в 1471 году. Список приходских священников в Тэнбинской церкви довольно внушительный и начинается с известного историка Джеральда Кэмбренсиского (1210 - 1223).
С большим удивлением я узнал, что Ди был там священником в 1601 - 1608 гг. Ди получил это место, уволившись на пенсию, и это был королевский подарок за его службу в лучшие времена. Эти времена начинаются с периода правления его покровительницы Елизаветы I и продолжаются до первых лет правления короля Якова I, который не был к нему расположен и не хотел оставлять при дворе.
Проживание Ди в Тэнби в этот период времени вызывает некоторые сомнения, так как есть указания на то, что он был отправлен на пенсию в Мортлэйк в плохом состоянии здоровья. Странно и то, что ему был вверен церковный приход. Но что не вызывает никаких сомнений, так это то, что существовала прочная и длительная связь между семьями Ди и Рекорда.
Позже я выяснил, что Рекорд написал книгу под названием "Grounde of Artes" ("Основа Искусств"), первое издание которой было осуществлено доктором Ди. Стало абсолютно ясно, что Рекорд оказал большое влияние на доктора Ди, и я решил выяснить обо всем этом больше.
Параллельные жизни
В результате моих исследований, я нашел много параллелей в судьбах Ди и Рекорда. Тюдоры покровительствовали Рекорду, который был врачом Эдварда VI и Марии. Им он посвятил несколько своих книг.
Наряду с другими предметами, Рекорд преподавал астрологию в Оксфордском университете.
Ди посвятил несколько своих книг королевским особам, в надежде на их покровительство. Ди преподавал математику в Парижском университете, причем его способ подачи материала сегодня бурно приветствуется доктором Стефаном Хокингом.
Оба, и Ди, и Рекорд, окончили Кембриджский университет. Правда, Рекорд провел больше времени в Оксфорде, где он был избран в штат сотрудников в 1531 году.
Другое совпадение в том, что оба они были вынуждены оставить преподавательские должности, опасаясь королевского преследования. Это произошло в тот период, когда они оба достигли блестящих результатов, работая в старейших университетах мира. Во времена гонений на ведьм и колдунов Ди был не популярен и преследовался за занятие магией. Высокий уровень образования не спас его. В это время был сожжен на костре Джордано Бруно (1600), и Ди мог повторить его участь.
Возможно, Рекорд имел те же причины для непопулярности в Оксфорде, и в 1547 году мы находим его практикующим врачом в Лондоне. Врачебная практика привела его к написанию лечебного тракта под чудесным названием "Urinal of Physick" в 1547 году.
В то время астрология и доктрина четырех элементов играли большую роль в медицине. В следующем столетии Николас Кульпепер напишет две уникальные и очень значимые книги: это его известный травник с планетарными управителями и "Астрологическое суждение по декумбитуре больного". В этих работах поддерживались арабские методы диагностики при исследовании карты. Декумбитура строилась или на время когда больной слег в постель, или на время анализа его урины.
Таким образом, работы Рекорда затрагивали не только область астрологии, но касались медицины и астрономии. Занимаясь в то время магией, он подвергал свою жизнь опасности. Тогда маги, также как и астрологи, уделяли большое внимание таким вещам как подбор планетарного часа для начала какого-нибудь действия и подходящих планетарных соответствий.
Еще одно совпадение в жизни Ди и Рекорда - это их большие семьи. Ди написал в своем личном дневнике, что все его двенадцать детей были рождены от Джейн, причем в том возрасте, когда женщина могла просто умереть при родах. У Рекорда было четыре сына и пять дочерей. Оба, Ди и Рекорд, были самыми активными участниками проведения Протестантской Реформации. Правда Рекорд запятнал себя, служа Марии, которая была католичкой.
Ди был уличен Марией в государственной измене за составление гороскопа Елизаветы. Оба совершили буквально зеркально одинаковые ошибки.
Рекорд был посажен в тюрьму за долги и умер 28 июня 1558 года в тюрьме Кингз Бенч, что в Саузворке вскоре после того, как написал свое завещание.
Доктор Ди, будучи тяжело больным стариком, покинул колледж в Манчестере, где был очень непопулярным начальником и умер в нищете в Мортлэйке, продавая свои многочисленные бесценные манускрипты.
Оба, и Ди и Рекорд, написали огромное количество книг и вообще имели широкие научные интересы, включая историю и астрономию. Также оба собирали предметы древности. Рекорд преуспел в продаже книг. Его "Grounde of Artes" все еще столь популярная в конце XVI столетия, была его самой ранней работой, и переиздавалась много раз вплоть до 1699 года. Это была ключевая работа по арифметике. Практически Рекорд был основателем английской математической школы. Он был первым, кто написал на английском языке книги по арифметике, геометрии и астрономии, и первым, кто представил алгебру в Англии. Его книга "Whetstone of Witte" ("Точильный камень остроумия") по алгебре вышла в свет в 1557 году и была его самой известной работой.
В 1551 году он опубликовал "The Pathway to Knowledge" ("Путь к знанию") в 4-х томах. Это издание было посвящено астрономии и геометрии. В те дни было сложно отличить астрономию от астрологии, и многие великие астрономы являлись также предсказателями по звездам.
Рекорд объяснил солнечные и лунные затмения, которые представляли огромный интерес для астрологов еще со времен Вавилона, рассчитал окружность Земли, которая составляла 21600 миль, и предоставил целый ряд ценных астрономических инструментов.
Этот список астрологических инструментов поразил меня по двум причинам. Распространению арабской культуры способствовало развитие астролябии. Как стало известно только в 1991 году, первый, кто использовал телескоп, был не Галилей, а британский математик Диггис (Digges) во времена правления Елизаветы. Однако, в военных интересах, этот факт хранился в секрете. Возможно, что Рекорд, Ди и Диггис, будучи образованнейшими людьми своего времени, сумели объединить свои знания, почерпнутые из древних рукописей, и породить нечто похожее на Английский Ренессанс параллельно с их континентальными коллегами, такими как Пико делла Мирандола[2], Марсилио Фичино[3] и Эразм[4]. Иначе, почему Ди был так уверен и самонадеян в защите своей гелиоцентрической позиции?
Секретный Телескоп
Для тех, кто не знаком с именем Диггиса, следует напомнить, что Леонард Диггис (умер в 1571 году), был математиком и топографом и изобрел астрономический телескоп за 50 лет до того, как первый подобный инструмент появился в Голландии. Причем это был зеркальный телескоп (подобие современного), а не линзовый, как у Галилея.
Сын Леонарда Томас (умер в 1595 году) написал об этом открытии в рукописи под названием "Подробное описание Небесного Сферического Прибора в соответствии с самой древней доктриной Пифагорейцев" ("A perfit description of the Caelestiall Orbes, according to the most ancient doctrine of the Pythagoreans"), которая хранится сейчас в Британском Музее. Сын Дигджеса также представил диаграмму с изображением орбит планет вокруг Солнца, которая была описана Коперником только 40 лет спустя. Он предвидел то, что 33 годами позже сделал Галилей, когда не стал считать Землю центром Галактики (Солнечной системы). Томас утверждал, что его отец использовал комбинацию из линз и зеркал для увеличения (видимости). Все это являлось большим вкладом в науку тех дней, хотя возможно и не таким первостепенным, как это могло казаться. Фактически, одно из семи чудес света, известный маяк или как его еще называли Фарос Александрийский, представлял собой прибор, в котором находилось зеркало отражающее свет и освещающее вход в дельту Нила.
Из древних рукописей известно, что Кельтские Друиды могли видеть ближайшие звезды и горы на Луне. Как это было возможно? Может быть с помощью увеличения (увеличительных стекол)? Вполне может оказаться, что древние технологии по изготовлению приборов дальней видимости были намного лучше, чем мы себе представляем?
Откуда Диггис, Ди, Рекорд или кто-либо еще до них могли найти аргументы в пользу гелиоцентрической системы? Почему Британский Ренессанс во времена Тюдоров проходил совершенно отдельно от Европы?
Греческий астроном Аристарх из Самоса знал еще в древности о центральном положении Солнца. Но эта идея была отвергнута Аристотелем, а позже и Птолемеем, который и по сей день считается главным авторитетом. Почему Рекорд так уверено не соглашался с Аристотелем и Птолемеем?
Секретные Источники
Возможно, главным источником сохранения знаний являлись древние монастыри. В каждом монастыре были так называемые скрипториумы, помещения, в которых хранились, переписывались и изучались древние рукописи. Современным их аналогом являются университетские библиотеки. Когда Генрих VIII уничтожил монастыри, скорее всего древние книги были собраны вместе и тщательно исследованы учеными того времени на предмет военных секретов и научных открытий. Воображение сразу рисует монастырские интриги, так ярко описанные в знаменитой книге Умберто Эко "Имя Розы". Думается, что Ди занимал определенный пост в секретных службах и, конечно же, знал много языков и секретных кодов. Диггис также был вовлечен в военную деятельность и международные интриги. Возможно, что они имели доступ к этим источникам. Во всяком случаи, трудно себе представить, что такой яростный собиратель книг как доктор Ди не воспользовался такой чудесной возможностью.
Но тогда, куда все это исчезло? Почему Роберт Рекорд стал столь призрачной фигурой? Думаю, что ответ кроется в близких отношениях Рекорда с Марией и ее сестрой Елизаветой. Во времена Тюдоров всегда было трудно удержать королевское расположение к себе. Члены королевской семьи имели особенность часто менять свои взгляды и убеждения. Ди был слишком молод для того, что бы стать врачом Елизаветы. А вот Рекорд лечил и Марию и Елизавету. Возможно, также, что еще при Марии он потерял королевское расположение. Ни один врач не сможет помочь женщине в рождении ребенка, если она давно уже вышла из детородного возраста. Власть королевы Елизаветы была также безгранична, как и власть ее отца Генриха VIII. Она могла с легкостью устраивать и разбивать чьи-то судьбы. Рекорд был лишен королевского покровительства и его карьера и судьба были сломаны. После этого, Ди вынужден был скрывать свои связи с Рекордом. Но возможно, что кто-то из членов его семьи все же проговорился об их тесном сотрудничестве, и Ди были предъявлены претензии. Это произошло тогда, когда он уже возглавлял церковный приход в Тэнби. Ди окончательно был отлучен от двора после того, как бездетная Елизавета передала свой трон Стюарту. Последний опасался колдунов и знахарей и поспешил избавиться от таких как Ди. Все труды Джона Ди вскоре были забыты, а его научные достижения и изобретения применялись на практике гораздо реже, чем Рекорда. В дальнейшем, и некогда передовые работы Рекорда, были признаны устаревшими и перестали использоваться в математике. Издание его книг прекратилось.
Спустя почти три столетия, известный исследователь Викторианской эпохи Джеймс Холливел провел большую исследовательскую работу и вернул нам забытые имена того времени. Репутация ученых той эпохи была реставрирована, как и гордость за Британскую Империю.
К сожалению, имя Джона Ди больше известно современникам, чем имя его учителя и предшественника Роберта Рекорда.
Ян Фриер - исследователь истории астрологии и мифологии, главный сотрудник Лондонской Астрологической Корпорации. Отделение Астрологических Знаний наградило его специальным призом за исследовательскую работу в области истории и астрономии. В настоящее время он работает над развитием астральной мифологии.
[1] См. статью Грэма Тобина "Гороскопы в истории" "КВ" № 2-2003
[2] Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) - крупнейший представитель флорентийского платонизма. Владел несколькими языками. В 1489 г. обнародовал свои "900 тезисов", содержащие извлечения из различных источников "обо всем, что познаваемо". Эти тезисы были осуждены и запрещены церковью. Автор их исходил из того, что "никому не присягая на верность, пройдя путями всех учителей философии, все исследовать, изучать все школы... коснуться всех доктрин..."
[3] Марсилио Фичино (1433-1499) - один из видных представителей итальянского гуманизма, выразитель платонизма в эпоху Возрождения. Заслуга его состоит в том, что он перевел на латинский язык диалоги Платона и произведения античных неоплатоников - Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфирия.
[4] Эразм Роттердамский (1469 - 1563) - нидерландский писатель, филолог, богослов, гуманист эпохи Возрождения (глава "северных гуманистов").
|