Мухаммад Тарагай Улугбек(1394-1449)Арабская астрология После смерти Тимура (Тамерлана) в начале XV века, его обширная империя, простиравшаяся от Малой Азии до Индии, от Кавказа до Казахстана, фактически распалась. Пять лет, длились кровавые междоусобицы среди потомков завоевателя. Они завершились победой сына Тимура – Шахруха, который своей резиденцией избрал не Самарканд, а Герат. Мавераннахар он отдал в удел своему старшему сыну, внуку Тимура – Улугбеку (1394 – 1449 гг.) Это было государство, чьи границы почти совпадали с границами современного Узбекистана.
Улугбек прославился любовью к науке, культуре, искусству. Он сделал ряд замечательных астрономических открытий, собрал вокруг себя много знаменитых ученых. Обсерватория, сооруженная Улугбеком в 1428-1429 годах, занимает особое место среди исторических памятников Самарканда. Улугбек правил своей страной сорок лет, до своей трагической гибели. При нем Самарканд становится одним из мировых центров науки средневековья. Здесь, в Самарканде первой половины XV века, вокруг Улугбека возникла целая научная школа, объединившая видных астрономов и математиков – Гиясаддина Джемшида Каши, Казызаде Руми, Али Кушчи. Сам Улугбек был не только просвещенным государем, но, прежде всего замечательным ученым своей эпохи. Яркую характеристику Улугбеку дает его современник Давлатшах. "Улугбек, – пишет он, – был падишахом ученым, справедливым, могущественным и великодушным. Он достиг высокой степени учености и глубоко проник в суть (вещей). Уровень ученых в его время был на большой высоте, и достойные занимали при нем важное положение. В геометрии он был подобен Евклиду, а в астрономии Птолемею. По единодушному мнению превосходных и мудрых, при исламе и даже раньше, со времен (Александра) Двурогого по сие время на престоле власти не было падишаха-ученого, подобного Улугбеку Гурагану. Он имел столь глубокие познания, что основал обсерваторию (для изучения) звезд в содружестве с другими учеными того времени, такими, как слава ученых и мудрых Казызаде Руми и Маулана Гиясиддин Джемшид Каши. Оба эти великие ученые скончались, не завершив работы. Его величество (Улугбек), сосредоточив все свои помыслы на завершении этого дела, закончил постройку обсерватории и написал “Зидджи султони”. Он велел построить в Самарканде высокое медресе, равного которому по красоте и соразмерности пропорций нет во всем мире. И теперь в том высоком медресе живут и получают удовольствие более ста студентов". При дворе Улугбека, вопреки суровым религиозным законам ислама, создалась непринужденная светская обстановка, звучали музыка и песни, устраивались пышные пиры и празднества. Подобные веселые пиры с музыкой, танцами и песнями устраивались не только при султанском дворе, но и в домах феодальной знати. Примечателен и тот факт, что вопреки установлениям шариата на празднествах вместе с мужчинами участвовали нередко и женщины. Тогда в Самарканде жило много музыкантов, певцов, танцовщиц, и слава об их высоком искусстве гремела далеко за пределами города. Источники свидетельствуют, например, о том, что в двадцатых годах XV века один из вельмож Ташкента выписал себе на пир музыкантов из Самарканда. В Самарканде в то время жили историк Хафизи-Абру, написавший замечательный труд по истории Средней Азии, знаменитый медик Мавлоно Нефис, поэты Сираджаддин Самарканди, Саккаки, Лутфи, Бадахши др. Это были пере-довые люди того времени, верившие в силу человеческого разума, в силу науки. Трагическая гибель великого ученого Улугбека, приход к власти его сына, реакционера по взглядам, вошедшего в историю под именем “отцеубийца”, привели Самарканд к потрясениям и тяжелым испытаниям. Главным трудом Улугбека по праву считаются “Зиджи джадиди Курагани” или “Новые Курагановы астрономические таблицы”. Автор завершил это произведение в 1444 году после тридцати лет кропотливой работы и астрономических наблюдений. Оно состоит из четырех больших частей, первые три части – сугубо астрономические, хотя в них встречаются астрологические понятия. Четвертая же книга – целиком астрологическая. Первый раздел четвертой книги “Зижда” мы и предлагаем вашему вниманию. Этот отрывок любопытен тем, что в нем приводятся три различных метода ректификации гороскопа рождения, в частности и Трутина Гермеса. Таким образом, у наших читателей формируется неплохая коллекция Трутин Гермеса из различных арабских текстов. Однако, актуальность “Зиджа” в наши дни стала более чем очевидной. Каталог 1014 звезд, который вычислил Улугбек, служат компасом для астрономов и историков, изучающих древнюю хронологию. Звездные таблицы Улугбека подтверждают истинность звездного атласа Птолемея, приведенного в “Альмагесте”. Но это уже совсем другая история, к которой мы надеемся вернуться в следующих номерах “Колеса времени”. Остается добавить, что в журнальном варианте мы почти не дали комментариев и разъяснений к этому материалу, надеясь, что расчеты и практическую часть наши читатели сумеют проделать самостоятельно. Однако в сборнике по астрологии арабского Востока, куда войдет составной частью это произведение Улугбека, читатели найдут подробные комментарии и разъяснения как терминов и техник, так и исторических реалий этого периода. Хотелось бы попутно отметить, что официальная наука, признавая огромный вклад Улугбека в развитие астрономии, всегда замалчивала наличие у этого ученого астрологических трудов. Впрочем, это обычная практика “академической науки”. Возможность соприкоснуться с астрологическим наследием Улугбека появилась только в девяностые годы двадцатого (теперь уже прошлого!) столетия. Большим подспорьем в изучении этого материала послужит “Тетрабиблос” Птолемея, а также “Избранные труды” Бируни.
***
Мухаммад Тарагай УлугбекАстрологияКнига четвертая
|
Медресе, построенное Улугбеком в Самарканде |
Далее, если место Луны рождения в момент излияния семени восходит ночью или в конце дня, то находят долготу Солнца в полдень того же дня, в противном случае — в полдень предыдущего дня. Затем прямое восхождение долготы Солнца, начинающееся в начале Козерога, вычитают из прямого восхождения Луны рождения в данном городе. Отсюда станет известной дуга текущего момента, прошедшая с полудня, для которого была определена долгота Солнца. По этой дуге определяют часы, а по этим часам находят долготу Луны. Если она близка к приблизительному гороскопу, то гороскоп рождения определяется в соответствии с этим намударом. Если один оборот выпал на один день раньше или позже, то это же действие повторяется; тогда по тому способу, о котором мы говорим, получится долгота Луны, близкая к приблизительному гороскопу. Её истинное положение и будет гороскопом рождения.
Если вычесть прямое восхождение долготы Солнца в предыдущий полдень из прямого восхождения Луны в [момент] излияния семени в матку, который определен до этого, а разность преобразовать в часы и снова определить долготу Луны в соответствии с этими часами, то получится [градус] гороскопа [момента] излияния семени в матку. Далее, в соответствии с этим градусом гороскопа и часами определяют положение Луны в момент излияния семени и проводят действие в той же последовательности. Тогда оно будет соответствовать гороскопу и будет предпочтительным и ясным.
Что касается намудара Зардушта, то он таков. Сначала приблизительно находят градус гороскопа, хайладж (8) этого гороскопа и владыку дома. Затем смотрят: какие из великих событий — добрых или злых — произошли в [день] рождения и какой природы — счастливой или несчастливой — могут быть планеты или неподвижные звезды в тот момент или близко к нему. По дирекции определяют [градус] гороскопа или хайладж или владыку дома, которого достигло то светило, если это счастье или несчастье будет телесным; либо находят дирекцию десятого дома, если это счастье или несчастье относится к достоинству.
Когда светило известно, то находят [дугу эклиптики] между местом светила в момент рождения и тем событием против последовательности знаков зодиака. Отсюда станет известным место колышка, или хайладжа, или владыки дома в [момент] действительного рождения. Основываясь на этом, определяют указания и на другие события.
Указанные действия можно провести только после определения понятия дирекции (9).
|