|
К.- Н. Рао. Карма и перевоплощение в индийской астрологии
(Продолжение. Часть 2)
Перевод с английского и комментарий Бориса Бойко
Может ли астролог предсказать всё?
Может ли астролог предсказать всё? Самый прямой ответ: нет. Есть невидимая часть в судьбе каждого человека, которую может увидеть только йог. У астролога есть свои ограничения, и подчас очень сильные ограничения.
Каждый астролог обязан знать это, и никогда не должен хвалиться, что может предсказать все, и что все его предсказания всегда исполняются со стопроцентной точностью. Этого не может быть.
Но эта книга адресована преимущественно индийской аудитории, которая хочет астрологического доказательства мудрости Бхагават Гиты и других писаний. Хотя, возможно, она поможет и американцам, по крайней мере некоторым из них, исправить что-то в себе и перестать воображать, будто они обладают духовностью.
Так что же такое Карма?
Астрология и карма – и то, и другое связано с верой в переселение душ. Это не просто вера, но основополагающая доктрина индийской религии, которая постоянно обосновывается и подтверждается снова и снова уже в наше время множеством документированных свидетельств людей, вспоминающих свои прошлые жизни.
Недавно я где-то прочитал, что Ачарья Виноба Бхаве спросил христианского миссионера: что будет значить день Страшного суда для ребенка, который умер через несколько секунд после рождения? Как Бог воздаст такому ребенку за его плохие или хорошие дела? Никакого ответа не было дано. Чем будет Страшный суд для такого ребенка?
Я нахожусь на гораздо более твердой позиции в этом вопросе, поскольку встречал людей, воспоминания которых об их прошлых жизнях хорошо известны, могут быть проверены, и были предметом исследований интеллектуалов, принадлежащих к культурам, религия которых отвергает перевоплощение. Они были вынуждены признать достоверность этих воспоминаний.
Я также уже издал работу “Астрология и перевоплощение”. В настоящей же книге я помещаю отрывок из того большого исследования множества фактов.
Эта книга имеет дело главным образом с субьектом, астрологией и кармой. Нужно достаточно хорошо изучить астрологию, для того чтобы обнаружить, что астролог может “видеть” как йог. Когда случаются предсказанные события, для которых нет никакого рационального объяснения за исключением астрологического, то это должно подтолкнуть к приятию концепции цикла перерождений, в которой карма простирается на многие воплощения, а не замыкается в рамках одной жизни. Будет ли следующей темой доказательство существования перерождения? Есть множество книг, написанных индийскими и западными авторами о проблеме перерождения, в которых доказано, что это правда. Но так как некоторые религии отрицательно относятся к концепции перевоплощения, то они будут всегда против. Даже несмотря на опубликованную серию книг д-ра Яна Стивенсона о типичных примерах реинкарнации, ученые и фундаменталисты других религий не примут этого, точно также как, например, в 1975 году некоторые ученые из США, включая нескольких Нобелевских лауреатов, выступили против астрологии на основании своих религиозных верований и ненаучных соображений. Эти ученые никогда не осознают, насколько они догматичны и иррациональны. Это ученые без научного подхода.
Среди большой части человечества гораздо шире распространены иррациональность и нетерпимость, чем открытость и мудрость.
Но попытку, тем не менее, следует сделать – показать на примерах, что астрология и карма, астрология и перевоплощение – столь же реальны, что и зеленые деревья, которые вы можете увидеть вокруг себя по всему миру.
Что такое Судьба, и как ее можно объяснить, станет ясно из нижеследующих цитат.
Тот самый, пятый фактор неопределенности
(со стр. 27 из “Астрология, Судьба”)
Adhishthanam tatha karta karanam cha prithak-vidham Vividhan cha prithak cheshta daivam chaevaarta pachamam Гита, XVIII-14
Говоря современным языком и пользуясь деловой терминологией, для выполнения любого плана или проекта требуется пять компонентов: во-первых, сам план действий; во-вторых, исполнитель плана; в-третьих, инструменты исполнения плана; в-четвертых, собственно акт исполнения плана.
Но окончательным результатом совместных действий всего вышеперечисленного может быть как успех, так и провал, потому что это зависит от пятого фактора, – который есть Судьба.
Что такое астрология?
То, что за пределами восприятия пяти чувств и скрыто в прошлом и будущем, может также быть узнано посредством джиотиша. Ты создал ту шастру. (Сукдева сказал Махарши Гаргачарье) (Шримад Бхагаватам, 162, шл. 5)
Что такое судьба?
Про это написано во многих местах. В Рамаяне Вальмики мы находим подобное рассуждение. Господь Рама объясняет Лакшмане, почему он теперь вместо венчания на царство принужден отправиться в изгнание в леса на четырнадцать лет: это все дело рук Судьбы, которую мудрый принимает спокойно. Здесь дано сущностное описание того, что такое Судьба, и как она работает. (из Рамаяны Вальмики)
Когда мы получаем результаты своей кармы в виде счастья или несчастья, тогда мы осознаем Судьбу. Кто может побороть Судьбу?
Счастье и несчастье, страх и гнев, выигрыш и потеря, созидание и разрушение, другие подобные тому вещи – все это причуды Судьбы. Даже великие духовные подвижники бросают свои практики, когда их Судьба велит это. И, воспылав похотью и гневом, понуждаемые Судьбой, они совершают падение, отказавшись от великих идеалов.
Все то, что происходит внезапно и не может быть предотвращено никакими усилиями, но создает новую и непостижимую ситуацию – все это работа Судьбы.
МИФЫ – ЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
Naasti chinta-saman dukkham kaayashoshana meva him,
Yastam santyajya varteta sa sukhen pramodate.
Нет большего несчастья, чем привычка к беспокойству, – потому что она обессиливает тело. Тот, кто отказавшись от нее, ведет себя, живет и действует уравновешенно, обретает дары блаженства. Падма Пурана (Бхуми Кханд)
Каждая человеческая жизнь – это история страданий, созданных кармой предыдущих жизней. Ни один не избежит этого, потому что человеческая жизнь всегда есть смесь грехов и благих деяний. В следующих друг за другом рождениях они дают свои плоды. В Махабхарате сказано, что карма преследует человека в каждом его воплощении. Карма узнает своего создателя, как теленок узнает свою мать корову, – даже в большом стаде.
Объяснение Кармы
Какую бы карму человек ни заработал в своих предыдущих жизнях, он обязательно сам, персонально, должен пережить ее последствия. Карма человека – как сокровище, которое до времени охраняется согласно предписанному закону. В нужный момент Время притянет к нему его "хозяина" – человека, создавшего эту карму.
Подобно плодам и цветам, появляющимся без постороннего указания в нужное время, карма, созданная в прошлых жизнях, не может нарушить законов Времени, и ее плоды проявляются когда они должны проявиться.
Честь и бесчестье, приобретения и потери, взлет и падение, – все суть результаты кармы предыдущих жизней, шаг за шагом. После того, как вся карма пережита (в виде страдания или радости), она истощается.
Несчастье есть результат вашей собственной кармы прошлых жизней, точно так же, как и счастье. С того момента, когда человек попадает в материнскую утробу, он начинает испытывать результаты кармы предыдущих жизней.
Будь это ребенок или старик, и какую бы карму он ни создал в определенных условиях, – он должен будет затем пострадать или порадоваться в подобных же условиях в последующих жизнях.
Также, как теленок узнает свою мать, корову, даже в стаде, также и карма, созданная кем-то в прошлых жизнях, узнает создавшего и настигает его.
В другом месте в Махабхарате сказано, что грахи и накшатры самостоятельно не вызывают благоприятных или неблагоприятных результатов. Все это результаты кармы, ранее созданной самим человеком. Говорят, что на это указывают планеты:
Когда приходит время проявиться благим результатам и когда приходит время проявиться дурным – все это показывают планеты.
В классической индийской традиции перевоплощение, карма и астрология тесно связаны, так как все хорошие астрологи могут видеть истину, хотя изменить в ней ничего не в состоянии. Астролог, который видит это, сам также подчиняется тем же самым божественным законам. Он делает успешные предсказания в хорошие периоды своей жизни и ошибается в плохие. Время демонстрирует нам цикл чередования хорошего и плохого.
Индийский астролог видит это благодаря различным системам даша, не имеющим аналогов нигде в мире. Судя по всему, другие страны, такие, как Греция и Египет, переняли эти техники у индийцев, но нашли их чересчур сложными и тонкими, и не смогли долго пользоваться ими. Встреча участников проекта "Хайндсайт", проходившая в Западной Виргинии в июле 1995 года, на которую я был приглашен с докладом, показала, что, видимо, в древности эта традиция была взята из Индии египтянами и греками; однако, она была неполно изучена, неправильно использовалась и в итоге оказалась забытой.
Чем больше проект "Хайндсайт" работает над этой проблемой, сказал Роберт Шмидт, тем все ближе, кажется, он притягивается к индийской астрологии. А Роберт Хэнд сказал, что тезис Дэвида Пайнгри, обнаруженный в Явана Джатаке, уже не вызывает доверия. Другой американец сказал мне, что Пингри не смог даже предположить, что в тексте может быть внутренняя ссылка на огромный пантеон индийских богов.
Сегодня, по мере приближения к концу двадцатого столетия, мировая астрология все яснее начинает осознавать, что ее основной фундамент и источник – это астрологические традиции Индии. Нигде за пределами Индии астрология не является: ни столь высокоразвитой системой и традицией, ни даже столь же хорошо развитым прикладным инструментом психологического консультирования или духовного руководства.
Если западные астрологи не могут предсказывать, то как же они могут консультировать? Они должны понять, что игнорирование предсказательной стороны астрологии делает ее пустой, – это пустой туман, прилично одетый в психологический жаргон. Похвальная цель "Проекта Хайндсайт" – возрождение системы даша, хотя бы греческой или египетской в оригинале, – это первый шаг на пути к глобализации астрологии. Но "Проект Хайндсайт" должен иметь честность признать, когда он неизбежно подойдет к концу, что астрология не могла родиться в стране, не имеющей детально разработанной системы верований в перевоплощение.
_________________________________ (1 В действительности, в Европейской астрологии издавна существовали системы так называемых планетных периодов, или фирдаров, подобные индийской системе даша. Однако, в силу разных причин подробное знание этих техник было практически утеряно, и в настоящее время они не используются западными астрологами, хотя есть несколько энтузиастов-традиционалистов, восстановивших это ценнейшее наследие и пытающихся обогатить им современную европейскую астрологию (прим. переводчика). 2 Дэвид Пингри – западный исследователь текста Yavanajataka, доказывает, что его авторы, яваны – бактрийские греки, осевшие в Пакистане, и принявшие индуизм. Они-то и принесли в Индию существенную часть астрологических знаний (прим. перев.). 3 Совершенно справедливо выступая против оголтелого европоцентризма, распространенного среди большей части ученых на Западе, некоторые индийские авторы сами порой впадают в наивный "индоцентризм". Видимо, они полагают, что в западной культуре, в том числе даже и в эпоху эллинизма (когда Запад воспринял и ассимилировал огромные богатства египетской, вавилонской и др. культур), всегда было только христианство, причем именно в его современной форме. Что же касается абсолютной независимости и "первичности" индийской астрологии в мире, то это мнение далеко не бесспорно. Вполне вероятно, также, что как в самой Индии, так и в некоторых других странах, в большей или меньшей степени сохранились знания, полученные из гораздо более древних, чем индийская цивилизация, источников. Другой вопрос, где эта традиция лучше и полнее сохранилась (прим. перев.). )
Сейчас США принимает систему даша вместе с ведической астрологией. Система даша вместе с йогами – это высшая проявленная истина, которую астролог может "увидеть" своим невооруженным глазом, если он уже натренировал себя ее видеть. Йогин может видеть сверхъестественную истину своим третьим глазом, а астролог через гороскоп. Но никто не может отвести несчастье. Йогин может перенести его на следующее воплощение (отсрочить) или в некоторой степени смягчить страдание, – чего астролог сделать не может.
Было установлено, что все необъяснимое и загадочное в человеческой жизни может быть объяснено только лишь с помощью индийской астрологии. Америка уже готова это понять, принять и практиковать.
Роберт Хэнд и Роберт Шмидт провели серьезное исследование в поисках корней предсказательной западной астрологии, которые, как кажется, были утеряны в XVI веке или где-то около того. Много ли имеют они шансов, живя сегодня в США, понять древний ум, чьи традиции уже мертвы? Для них это труднейшее препятствие. Они создали свой, как они называют, "Проект Хайндсайт" и выпустили много брошюр. Это начало рискованного предприятия, которое потребует десятков лет работы. Будет полезным, если они попытаются демистифицировать греческую мифологию, чтобы раскрыть некоторые астрологические истины. Это приведет их, хотят они того или нет, к принятию индийских воззрений.
Целью "Проекта Хайндсайт" также является возрождение систем даша, однако, в рамках западной астрологии. Это приведет западного астролога, – постепенно, извилистым путем, – к некоторым практическим заключениям, одним из которых будет: не слишком полагаться на транзиты, делая предсказание или даже психологическую консультацию, – это будет своего рода шок, через который западному астрологу необходимо пройти.
Каждое астрологическое возрождение должно предваряться процессом демистификации. Одним из шагов западной астрологии в этом процессе должна быть попытка взглянуть на древнюю астрологию греков и египтян через призму того зодиака, с которым они работали, и без Урана, Плутона и Нептуна. Многие ли смогут пересилить себя и последовать этому? Они взяли за отправную точку иррациональную догму, согласно которой астрология не может происходить из Индии. Невежественная американская женщина время от времени выпускает абсурдные опусы, в которых доказывает, что Веды – не самые древние в мире книги. Она поразила меня своей чрезмерной для своего возраста невротичностью.
Только непредубежденный ум может принять демистификацию. В этом смысле "Проект Хайндсайт" обречен на провал. Может быть, конечно, окажется, что я и не прав, так как я узнал, что многие западные астрологи (хотя я и не знаю их персонально) верят в перевоплощение.
Демистификация индийской мифологии
Индийские астрологи, которые по своей прихоти начали использовать три транссатурновые планеты – Уран, Плутон и Нептун, не разработав новой системы даша, являются просто имитаторами, которые и не здесь, и не там. Оценка их провальных предсказаний была чрезвычайно высокой, несмотря на то, что эта их навязчивая идея стала важнейшим препятствием в астрологической карьере. Ни один из них, насколько я знаю, не продемонстрировал пока исследования, показывающего особое влияние этих планет, без учета которого нельзя было бы разобраться в какой-нибудь области астрологии. Один астролог из Пуны говорил об этих планетах с таким воодушевлением, как будто он открыл все изначальные секреты астрологии. Когда же его просили доказать свою точку зрения фактами (а это повторялось на протяжении последних десяти лет на всех астрологических конференциях с его участием), то он не мог представить никакого исследования в доказательство того, что его слепая вера имеет хоть какое-то основание. Он умер после выхода в свет первого издания этой книги.
Эти имитаторы должны понять, что изрядная доля сведений по индийской астрологии содержится в скрытом виде в священных писаниях их собственной страны. Они лишь нуждаются в демистификации, которая может быть проведена очень легко, так как обе традиции, – индийской астрологии и изучения санскрита – были и остаются у нас живыми и непрерывавшимися. В "Астрологическом журнале", который мы теперь издаем ежеквартально, будет опубликовано много статей на эту тему. Проблем, с которыми сталкивается "Проект Хайндсайт", в Индии не существует. Но у нас в Индии нет ни таких энтузиастов, ни желания делать исследования. Любые переводы наших старших астрологов, например, доктора Рамана, снабженные скудными иллюстрациями и неправильной айанамшей, это и есть наши проблемы. Они должны быть решительно преодолены. Для таких людей даже неправильный перевод классического текста становится догмой. Нужно помнить, что большинство из этих переводчиков никогда не понимали действительного значения того, что они переводили. Они сделали доступным то, что было недоступным, но принесли вред, о чем я уже подробно рассказал в своей книге "Мандук-даша Джаймини".
Только здоровое недоверие к старому поколению астрологов и энергичная демистификация индийской мифологии могут стать фундаментом будущего великого исследования.
Мое исследование "Призма предсказания" (в сентябрьском и октябрьском выпусках "Астрологического журнала" за 1984 год) было основано на опыте демистификации некоторых историй из Пуран и Махабхараты. Почти все мои исследования базируются на ключах, найденных в священных книгах Индии. Западные ученые, подобные Дэвиду Пайнгри, не подозревают, что очень много индийской астрологии содержится именно в этих книгах, а не только в рукописях собственно астрологической литературы.
Разумные индийские интеллектуалы, понимающие, что в этих книгах скрыты также и элементы естественнонаучного знания, сейчас постепенно начинают обнародовать и свои находки и выводы, – сделанные, правда, в весьма низком ключе.
***
|